МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ОБЩИЕ ПРАВИЛА
по охране труда
ГЛАВА 16
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
345. Погрузка, разгрузка и размещение грузов производятся в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 10, 8/13658).
346. Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда руководитель организации приказом из числа специалистов и руководителей структурных подразделений назначает лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
347. Лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, проходят в установленном порядке проверку знания особенностей технологического процесса, требований правил устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда при проведении конкретных видов погрузочно-разгрузочных работ.
348. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
349. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.
Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.
350. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных законодательством.
351. На работах с применением женского труда должны соблюдаться Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 111 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 2). В соответствии с указанными нормами предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей женщинами вручную:
при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг;
постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.полувагон
Суммарная масса грузов, перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены, с рабочей поверхности до 350 кг; с пола – до 175 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м, высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и другое) – 0,5 м.
352. На работах с применением труда несовершеннолетних работников должны соблюдаться Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 116 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 2). Предельно допустимые величины подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет указаны в таблице согласно приложению 3.
353. При переноске тяжестей грузчиками для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.
354. Для производства погрузочно-разгрузочных работ оборудуются специально отведенные участки, площадки.полувагон
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств, а также соответствующее установленным нормам естественное и искусственное освещение.
В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств и железнодорожных вагонов устраиваются стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков.
355. На площадках для укладки грузов обозначаются границы штабелей, проходов и проездов между ними, не допускается размещать грузы в проходах и проездах.
Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.
356. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ организовывается по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков по СТБ 1140, а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
357. Рампа со стороны подъезда транспортных средств должна иметь ширину не менее 1,5 м с уклоном не более 5 %. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения на ней транспортных средств, должна иметь ширину не менее 3 м.
358. Грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.
359. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м.
360. Погрузку и выгрузку опасных грузов производят под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.полувагон
361. Производство погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами при несоответствии тары и упаковки требованиям стандартов и технических условий на данную продукцию, при неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и знаков опасности не допускается.
Маркировка и знаки опасности на таре и упаковке должны соответствовать ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 августа 1988 г. № 2957.
362. Не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения железнодорожного транспорта, транспортных средств, а также в местах переходов и переездов.погрузки
363. При производстве погрузочно-разгрузочных работ в зимнее время площадки и подходы к ним очищаются от снега и льда и посыпаются песком.
364. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи производятся только при наличии наряда-допуска и в присутствии производителя работ.полувагон
365. При пoгрузке и выгрузке извести, цемента, зерна, пестицидов, минеральных удобрений и других пылящих грузов работники обеспечиваются респираторами, защитными очками.
366. При переноске длинномерных грузов работники должны находиться с одной стороны переносимого груза.
367. Для правильного размещения транспортных средств в местах пoгрузки сыпучих грузов из люков емкостей устанавливают указатели и наносят разграничительные полосы.
368. При погрузочно-разгрузочных работах навалочные и сыпучие грузы выбираются без подкопа.полувагона
Нахождение работников на штабелях этих грузов при погрузке и выгрузке не допускается.
369. Перед погрузкой и выгрузкой смерзшихся и слежавшихся грузов восстанавливают их сыпучесть.
370. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (длина груза превышает 1/3 длины кузова транспортных средств) выделяют не менее двух работников.
При одновременной укладке на транспортное средство длинномерных грузов различной длины более короткие необходимо располагать сверху.полувагона
Не допускается производить погрузку на транспортные средства длинномерных грузов, длина которых превышает длину кузова более чем на 2 м. Такие материалы перевозятся на прицепах-роспусках.
371. Высота груженого транспортного средства не должна превышать 4,0 м от поверхности дороги до высшей точки груза, а также не должна превышать габаритов мостов, путепроводов и тому подобного по пути следования.
372. При погрузке (разгрузке) бочек и других грузов цилиндрической формы, если отсутствуют специальные механизмы, применяют прочные канаты с крючками, а также тормозящие канаты с прочно закрепленными концами.
373. Бочки, фляги, бутыли и тому подобное устанавливают в кузове автомобиля плотно, крышками и пробками вверх, а в промежутки между грузами вставляются прочные деревянные прокладки и распорки.
374. Баллоны со сжатым газом в кузове транспортного средства укладывают в стеллажи с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком, имеющие приспособления, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом.
375. Стеклянная тара с кислотой, жидкими химикатами и тому подобными агрессивными жидкостями устанавливается горловинами (пробками) вверх, и каждое место груза закрепляется.
376. Штучные материалы закрепляют с целью предотвращения смещения их по кузову при движении транспортного средства.полувагона
377. Ящики и бочки укладывают плотно, исключая их падение при движении транспортного средства.
378. Открывают борта платформ и освобождают материалы от перевязывающей проволоки только после проверки устойчивости уплотненных материалов.
379. Лесоматериалы и другие длинномерные штучные грузы из кузова транспортных средств выгружают по наклонной плоскости, образуемой слегами из бревен, диаметром не менее 0,15 м. Количество слег должно быть не менее двух плюс по одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним материалов. Концы слег, располагаемые в кузове транспортного средства, оборудуются крючьями.
380. Разгрузку вручную бочек с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, барабанов с карбидом кальция производят по деревянным накатам (слегам). При накатке грузов на площадки или слеги работники находятся сбоку от перемещаемого груза.
381. При проведении погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте выполняются требования Правил охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Белорусской железной дороги и Министерства труда Республики Беларусь от 28 июля 1998 г. № 19/71.
382. Подача железнодорожных вагонов, полувaгонов и платформ к месту проведения погрузочно-разгрузочных работ осуществляется локомотивами.полувагона
Подачу железнодорожных вагонов, полувaгонов и платформ на фронт пoгрузки (разгрузки) и передвижение их по фронту осуществляют с помощью специальных устройств, указанных в технологической документации.
Использовать погрузчики и другие транспортные средства для перемещения железнодорожных вагонов, полувaгонов и платформ не допускается.погрузки
383. Не допускается:
переходить пути под вагонами;
во время маневрирования железнодорожного состава, при подаче вагонов, полувaгонов и платформ к месту разгрузки или пoгрузки, ездить на автосцепках, подножках вагонов;
стоять на краю рампы, а также между рампой и движущимся вагоном при передвижении железнодорожных вагонов, полувaгонов и платформ.полувагона
384. Железнодорожные вагоны, полувагоны, платформы, поставленные под погрузку (разгрузку), затормаживают с помощью тормозных башмаков, ограждают сигналами безопасности.
385. Перед разгрузкой железнодорожных вагонов, полувaгонов, платформ осматривают состояние груза.полувагона
При обнаружении перекоса, излома стоек, ненадежной увязки груза и других неисправностей и недостатков сообщают о них лицу, ответственному за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
386. Перед выгрузкой опасных грузов железнодорожные вагоны проветриваются принудительной или естественной вентиляцией через открытые двери и люки. При естественной вентиляции проветривание вагонов производится не менее 30 минут. Работники в период проветривания находятся с наветренной стороны вагона.
387. Открывание (закрывание) дверей вагонов, полувaгонов и бортов платформ производится более опытными работниками. Остальные работники, находящиеся вблизи вагонов, полувaгонов и платформ удаляются от них на безопасное расстояние.
Для открывания (закрывания) дверей и люков саморазгружающихся вагонов, полувaгонов используются специальные устройства.полувагона
Использовать погрузчики и другие транспортные средства для открывания или закрывания дверей вагонов, полувагонов не допускается.
388. Электро- и автопогрузчики, используемые для работы внутри крытых железнодорожных вагонов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 27270-87 «Машины напольного транспорта. Электро- и автопогрузчики для работы в контейнерах и крытых железнодорожных вагонах. Основные параметры и технические требования», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 9 апреля 1987 г. № 1196.
389. Разгрузку железнодорожных вагонов, полувагонов, платформ начинают после ознакомления с технологическими документами и получения разрешения лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
390. При разгрузке железнодорожных вагонов, полувагонов и платформ груз разбирают уступами так, чтобы предупредить возможность падения отдельных ящиков или деталей. При этом не допускается:
390.1. одновременная разгрузка (погрузка) железнодорожных вагонов, полувагонов и платформ вручную и грузоподъемными кранами и механизмами, подъемно-транспортным оборудованием;
390.2. перемещение грузов грузоподъемными кранами над местом проведения ручной разгрузки грузов из вагонов, полувагонов и платформ;полувагона
390.3. загружать бункера железнодорожных вагонов при их открытых люках и затворах;полувагона
390.4. нахождение работников против люков или затворов при разгрузке бункеров железнодорожных вагонов;
390.5. разгружать груз на рельсовые пути и между путями, а также загромождать их какими бы то ни было предметами. Разгруженные материалы перемещают на место их хранения.погрузки
391. Погрузку и разгрузку навалочных и сыпучих грузов из железнодорожных вагонов, полувагонов, платформ производят механизированным способом.
392. Погрузка грузов на транспортные средства и разгрузка грузов грузоподъемными кранами производятся только при отсутствии водителя и других лиц в кабине транспортного средства. При опускании груза в кузов транспортного средства (прицепа, полуприцепа) в кузове не должны находиться люди.
393. Нахождение людей в полувагонах при загрузке и разгрузке их грузоподъемными кранами не допускается.
394. Погрузку и разгрузку негабаритных грузов, а также грузов неизвестной массы, сложной конфигурации производят под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
395. Для строповки предназначенного к подъему груза применяются стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. При этом учитываются число ветвей и угол их наклона. Стропы подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
Строповку грузов производят в соответствии со схемами строповки. Графические изображения способов строповки грузов и перечень применяемых стропов, клещей, траверс и других съемных грузозахватных приспособлений приводятся в технологической документации.
396. После строповки (зацепки) груз предварительно поднимают на высоту не более 0,2–0,3 м для проверки правильности строповки (зацепки) и надежности действия тормоза.
После зацепки пачки из длинномерных штучных грузов крюком крана стропальщику необходимо отходить в сторону, противоположную зоне ее перемещения, на безопасное расстояние, а затем подавать сигнал машинисту крана (крановщику).
При горизонтальном перемещении груз или съемное грузозахватное приспособление предварительно поднимается выше встречающихся на пути предметов.
397. Погрузка и загрузка железнодорожных вагонов, полувагонов, платформ, а также транспортных средств выполняются без нарушения их равновесия.полувагоны
При разгрузке грузоподъемными кранами длинномерных штучных грузов из железнодорожных полувагонов и платформ, а также с транспортных средств не допускается подтаскивать их крюком и заходить в зону штабеля, над которым перемещается груз.
При опускании длинномерных грузов следует находиться от места укладки на безопасном расстоянии (не менее 5 м). Для управления движением длинномерного груза при его укладке пользоваться баграми или специальными веревочными поводками длиной не менее 5 м.
398. При пoгрузке и разгрузке стальных и железобетонных труб применяют прокладки и упоры, предотвращающие их раскатывание. Внутри труб не должно быть посторонних предметов.
399. Строповку контейнеров, железобетонных конструкций и изделий, оборудования производят за все монтажные петли, рым-болты, цапфы и другие устройства для строповки и подъема в данном положении.
При пoгрузке или выгрузке контейнеров, железобетонных строительных конструкций и изделий, оборудования и других грузов на них не должно быть посторонних предметов.
400. Погрузку и выгрузку листового металла производят с использованием электромагнитных или вакуумных захватов или применяют специальные подкладки для исключения возможности излома или разрезания стропов острыми кромками металла.
401. При переноске грузов вручную выполняют следующие требования:
401.1. бревна, трубы и тому подобные длинномерные материалы переносят с помощью специальных захватов и приспособлений. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и тому подобном не допускается;
401.2. груз на плечах переносят работники примерно одного роста, на одноименном плече, сбрасывают груз по команде в одну сторону;полувагоны
401.3. грузы на носилках допускается переносить по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывают и опускают носилки по команде работника, идущего сзади.
402. При перекатывании бочек, колес и тому подобного работник следует за грузом и контролирует скорость его перемещения. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.полувагоны