Реклама (advertising) --
Информация для потребителей, передающаяся за счет рекламодателя и при его содействии с целью формирования спроса на рекламируемые товары. Реклама обеспечивает формирование "образа товара", который существенно влияет на принятие решение о покупке. Реклама потребительских товаров нацелена непосредственно на потребителя. Реклама средств производства направлена на другую фирму-производитель.
Виды деятельности предприятия, связанные с рекламой:
- реклама на товар и ее использование;
- реклама фирмы, открытая (прямая) реклама;
- скрытая (косвенная) реклама;
- реклама, обеспечивающая расширение сбыта.
Основные виды средств распространения рекламы -- газеты, журналы, телевидение, радио, наружная реклама, Интернет.
Процесс разработки плана рекламы включает девять этапов:
- установление целей;
- установление ответственности;
- определение бюджета;
- разработка тем;
- выбор средств рекламы;
- создание рекламных объявлений;
- выбор времени рекламы;
- анализ совместных усилий;
- определение успеха (неудачи).
1. Цели рекламы зависят от цели фирмы. Если целью фирмы является воздействие на спрос, целью рекламы может быть: информирование, убеждение и напоминание. Если целью фирмы является создание образа фирмы, цель рекламы корпоративная.
2. Фирма может либо сама вести рекламную деятельность, либо пользоваться услугами специализированнных рекламных агентств, даже при наличии собственных подразделений, поэтому устанавливается, кто будет отвечать за рекламу.
3. Определение бюджета рекламы осуществляется после установления размера общих ассигнований на рекламу и включает распределение ассигнований по видам рекламы и по средствам рекламы.
4. На четвертом этапе фирма разрабатывает общие для нее рекламные темы, а также темы в случае ориентации на товар и в случае ориентации на потребителей. При ориентации на товар в рекламной деятельности надо обращать внимание на него и на его свойства. При ориентации на потребителей основное внимание следует сосредотачивать на выгодности и преимуществах товара.
5. При выборе средств рекламы учитывается стоимость рекламы, охват, частота и стабильность послания, степень воздействия, заполненность, срок представления и наличие бесполезной аудитории. При оценке стоимости рекламы определяются общие расходы на рекламное средство и стоимость рекламы на одного зрителя или читателя. К бесполезной относится часть аудитории, которая не является целевым рынком. Срок представления -- время, необходимое для размещения рекламы. Следует также учытывать привычки потребителей, их отношение к рекламным средствам и специфику самого товара.
6. На этапе создания рекламных объявлений определяется содержание, место, объявлений в рекламном средстве. количество вариантов.
7. Выбор времени рекламы предполагает определение срока выхода рекламы и количества ее показов.
8. Этап "анализа совместных усилий" включает объединение средств каналов сбыта по вертикали или горизонтали с целью сокращения затрат на рекламу.
9. На заключительном этапе фирма выбирает методы рекламной деятельности и оценивает эффективность рекламы с учетом достижения установленных целей. Условия эффективности рекламы -- информация в рекламе должна иметь элемент новизны и неожиданности; реклама должна акцентировать внимание на свойствах товара, которые может не заметить покупатель и которые отличают этот товар от аналогичных; активное использование рекламы на первых двух этапах жизненного цикла товара -- "внедрение на рынок" и "рост". При рекламе таких товаров особое внимание уделяется ее содержанию, а также качеству упаковки, которые в условиях самообслуживания фактически "продают" товар вместо продавца.